RU
EN
|
Пять источников положительных эмоций: опыт исследования человеческой психологии15.03.2010
В марте компания «Старт Маркетинг» подвела итоги исследования «Нематериальные источники положительных эмоций», открывающего серию инициативных психологических исследований. Ниже вашему вниманию предлагается статья о результатах проведенной работы и выявленных закономерностях.
I. Предисловие
Одним из основных мотивов человеческих поступков является получение удовольствия. Индикатор удовольствия – это наши положительные эмоции. Чем больше положительных эмоций мы испытываем, тем больше удовольствия получаем от жизни. Удовлетворенный жизнью человек заряжает энергией других. Он более эффективен в личностном и профессиональном плане. Мы все стремимся к такому состоянию, потому что оно позволяет нам «раскрыться», установить гармонию в отношениях с обществом и самим собой. Источники положительных эмоций условно можно разделить на два вида: материальные и нематериальные. К первому виду относится вкусная еда, красивая одежда, другие товары, которые способны удовлетворить самые разные потребности. В жизни среднестатистического менеджера нематериальным источником положительных эмоций может стать более высокий уровень профессионализма, образованности по сравнению с другими работниками компании, поскольку это обещает карьерный рост. Ко второму виду относятся те состояния, качества и навыки, которые удовлетворяют наши потребности в уважении, самоутверждении и самореализации. Нематериальные источники положительных эмоций более постоянны, поскольку качества и навыки, в отличие от товаров, не «изнашиваются» в процессе потребления, а наоборот, совершенствуются и развиваются. Например, в жизни среднестатистического менеджера нематериальным источником положительных эмоций может стать более высокий уровень профессионализма, образованности по сравнению с другими работниками компании, поскольку это обещает дальнейший карьерный рост. Неудивительно, что амбициозные сотрудники больше работают над собой. Ведь они ничего не теряют, а приобрести могут многое – от возросшей самооценки до новой должности. Этот факт используется различными организациями дополнительного образования, тренинговыми и коучинг центрами, которые позиционируют свои услуги не только как способ повысить эффективность работы в компании, но и как инструмент гармонизации личности. Маркетинговая компания «Старт Маркетинг» решила выявить наиболее значимые нематериальные источники положительных эмоций. Для этого было проведено анкетирование 400 респондентов, представляющих разные половые, возрастные и социальные группы. С помощью анкетирования удалось обнаружить существенные корреляции между конкретными навыками (качествами) и частотой положительных эмоций. II. Этапы исследования Постановка целей, планирование их достижения, готовность систематизировать свою деятельность в окружающем мире, неразрывно связаны с положительными эмоциями На первом этапе исследования респонденты были разбиты на две равные группы по частоте испытываемых ими положительных эмоций. В группе «А» оказались те, кто на вопрос: «Как часто вы испытываете положительные эмоции?» ответили «Почти всегда» или «Часто. Большая часть событий – это положительные эмоции». В группу «В» попали респонденты, заявившие, что их настроение зависит от обстоятельств либо признавшие, что практически не испытывают положительных эмоций. Далее респондентам было предложено ответить на ряд вопросов, с помощью которых определялся их социально-психологический портрет. На третьем этапе аналитическая группа компании «Старт Маркетинг» сопоставила полученные данные и выявила значимые корреляции. III. Полученные результаты 1. Способность ставить четкие цели Первая значимая корреляция была обнаружена при анализе особенностей целеполагания опрашиваемых. Оказалось, что количество респондентов, ставящих перед собой четкие цели в группе «А» почти в 2 раза больше, чем в группе «В», представители которой чаще предпочитают действовать по ситуации.Отказ от целеполагания хотя и не гарантирует плохого настроения, тем не менее, косвенно провоцирует его, поскольку лишает нашу жизнь множества приятных моментов достижения. Как говорил итальянский поэт-романтик Джакомо Леопарди, у кого нет цели, тот не находит радости ни в каком занятии. В свою очередь, умение ставить перед собой четкие цели и достигать их положительно влияет на эмоциональный настрой личности. 2. Способность к долгосрочному планированию С целеполаганием тесно связаны особенности планирования. В ходе опроса выяснилось, что люди, предпочитающие краткосрочное планирование, практически одинаково представлены в обеих исследуемых группах. Навык публичного выступления воспринимается как инструмент влияния на широкие массы, отсутствие этого навыка выливается в неудовлетворенную потребность доминирования Расхождения начинают проявляться, когда речь заходит о долгосрочном планировании или полном отказе от каких-либо планов. Так, в группе «А» (склонные к положительным эмоциям) в 1,7 раза больше «стратегов» – людей, которые заявили, что планируют на 3 года вперед и более. В группе «В», представители которой менее склонны или не склонны к положительным эмоциям, в 3 раза возрастает доля тех, кто вообще не строит планов. Мораль, в общем-то, очевидна, и должна быть рассмотрена вместе с выводом о целеполагании: постановка целей, планирование их достижения, способность и готовность систематизировать свою деятельность в окружающем мире, неразрывно связаны с положительными эмоциями. 3. Способность к публичным выступлениям Третья значимая корреляция, обнаруженная в процессе исследования, затрагивает конкретный навык респондентов – способность к публичным выступлениям. Свою способность овладевать вниманием широкой аудитории в той или иной степени отметили 74,4% респондентов из группы «А» (склонные к положительным эмоциям) и 53,7% из группы «В». А вот тех, кто испытывает трудности в публичных выступлениях, в группе «В» оказалось практически в 2 раза больше. Хотя стремление познать окружающих не является навыком, при правильном подходе оно может быть приобретено. В этом приобретении и будет заключаться одна из главных задач человека, стремящегося из состояния напряжения прийти к состоянию гармонии. Из этого делаем вывод, что боязнь публичности действительно может стать фактором депривации. Поскольку навык публичного выступления воспринимается как инструмент влияния на широкие массы, отсутствие этого навыка выливается в неудовлетворенную потребность доминирования. Немецкий писатель Людвиг Берне говорил: «На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни». Неспособность хотя бы в редкие моменты «быть на ступеньку выше», у многих из нас порождает негативные эмоции. 4. Способность направлять эмоции в другое русло Другим важным навыком, характеризующим, прежде всего, респондентов группы «А», является способность к эмоциональной разрядке и переключению внимания. 58,8% из них умеет направлять эмоции в другое русло, тогда как в группе «В» этим может похвастаться лишь 38,3% респондентов. Гораздо больше респондентов группы «В» склонны держать негативные эмоции в себе, хотя при этом они и признают, что рано или поздно эмоции выплескиваются наружу. Здесь вспоминается знаменитая фраза из фильма «Управление гневом»: «Гневные люди делятся на два типа: эксплозивный и имплозивный. Эксплозивный – это, например, человек, который орет на кассира за то, что тот отказался принимать у него купоны, а имплозивный – это кассир, который день за днем спокойно слушает это, а потом берет автомат и отправляется расстреливать случайных прохожих». В группе «В» таких кассиров 42,6%. И хотя специфика их поведения в фильме несколько утрирована, суть передана верно.Неспособность к эмоциональной разрядке снижает частоту положительных эмоций и увеличивает внутреннее напряжение. 5. Стремление познать окружающих Пятая значимая корреляция была обнаружена при анализе стремления респондентов познавать окружающих. В группе «А» (склонные к положительным эмоциям) оказалось практически в 2 раз больше людей, которые заявили: «Чем лучше я разбираюсь в людях, тем более они мне интересны». Стремление познать окружающих делает жизнь насыщеннее. Отсутствие этого стремления может стать причиной подавленности. Человек – существо социальное, и отрыв от социума, так или иначе, является для него стрессом. Превращение западного общества в макрогруппу «самодостаточных» индивидов, которые предпочитают глубокому общению ни к чему не обязывающие виртуальные связи, давно критикуется культурологами. Это путь деградации. Путь развития – полноценное общение и взаимодействие людей, основанное на искреннем интересе друг к другу. Хотя стремление познать окружающих не является навыком, при правильном подходе оно может быть приобретено. В этом приобретении и будет заключаться одна из главных задач человека, стремящегося из состояния внутреннего напряжения прийти к состоянию воодушевления и гармонии с собой. Перечисленные выше корреляции между индивидуальными навыками (качествами) и частотой положительных эмоций позволяют выработать общие ориентиры поведения, направленного на достижение удовольствия от жизни. Без этого удовольствия затруднительно раскрытие внутреннего потенциала, что в конечном итоге необходимо не только личности, но и всему обществу. Михаил Долгов, генеральный директор маркетинговой компании «Старт Маркетинг» |
Тамбовский офис: г. Тамбов, ул. Советская, 191, офис 310. Телефоны: +7 (4752) 700-128, 700-129