RU
EN
|
«Старт Маркетинг» спросил у бизнесменов, как победить кризис21.08.2010
В рамках инициативного исследования российского бизнеса компания «Старт Маркетинг» попросила респондентов дать развернутый ответ о своем отношении к кризису и принципам борьбы с его негативными последствиями.
Первый вопрос анкеты звучал так: «Открывает ли кризис какие-либо возможности в вашей отрасли, и если да, то какие?». Второй вопрос был призван определить пути выхода из кризиса: «Подводя итоги своей деятельности за 2009 год, попытайтесь вкратце охарактеризовать, какими принципами следует руководствоваться бизнесу в кризисной экономике?».
В связи с тем, что на ответы респондентов не накладывалось никаких ограничений, их формулировки иногда существенно отличались. Обращает на себя внимание тот факт, что многие российские бизнесмены демонстрируют эмоциональный подход к кризису, рассматривая его исключительно в негативном ключе. Например, на вопрос о возможностях кризиса, один респондент в своей персональной анкете отвечает предельно лаконично: «Перераспределение долей рынка», другой же предпочитает более развернутое высказывание, отсылающее к конкретной сфере деятельности: «Избыточная ликвидность позволяет выдавать кредиты клиентам банка, но только клиентам высокой категории надежности. Отсюда вывод – развиваться будут только сильнейшие и эффективные компании». Вне зависимости от объема высказываний, а также уровня осмысления в них такого сложного явления, как экономический кризис, аналитики маркетинговой компании «Старт Маркетинг» постарались найти в них нечто общее. Приведенные ниже данные представляют актуальный срез общественного мнения бизнес-сообщества на начало 2010 года. Оценка российскими компаниями возможностей, открывшихся перед бизнесом благодаря экономическому кризису Обращает на себя внимание тот факт, что многие российские бизнесмены демонстрируют эмоциональный подход к кризису, рассматривая его исключительно в негативном ключе. В среднем каждый второй респондент не видит никаких возможностей в сложившейся экономической ситуации. Процент респондентов, считающих, что экономический кризис все же приносит предприятию не только ущерб, но и сулит определенные перспективы, несколько отличается среди представителей разных сфер российского бизнеса. Самая высокая доля тех, кто видит в кризисе возможности, среди ритейлеров (55%). Среди представителей сферы услуг эта доля ниже и составляет 47%, а среди производителей – 44%. Анализируя развернутые ответы респондентов о возможностях, открывающихся перед бизнесом в период кризиса, мы постаралась выявить наиболее часто встречающиеся варианты ответов и разбить их на несколько групп. В основу деления на группы была положена методика оценки возможностей, обычно применяемая при SWOT-анализе. Эта методика предполагает, что возможности предприятия зависят от ряда внешних факторов, среди которых факторы спроса (емкость и динамика рынка, структуру спроса и т.п.), факторы конкуренции (количество конкурентов, распределение долей между участниками рынка, цена входа на рынок и т.п.), экономические факторы (курсы валют, общая ситуация на финансовом рынке и т.п.), а также политические, правовые, технологические и социально-демографические, культурные, экологические и международные факторы. Первичный анализ полученных ответов показал, что говоря о возможностях, открываемых кризисом, респонденты преимущественно затрагивали экономический аспект данного явления. В связи с этим, все высказывания были разделены на три основных типа:
Примеры высказываний, в которых возможности кризиса связываются с факторами спроса:
Примеры высказываний, в которых возможности кризиса связываются с факторами конкуренции:
Примеры высказываний, в которых возможности кризиса связываются с собственно экономическими факторами:
Представители разных сфер бизнеса, как правило, отдавали предпочтение разным типам высказываний. Так, судя по ответам производителей, возможности, открываемые кризисом, детерминированы прежде всего факторами конкуренции, затем – факторами спроса и, в последнюю очередь, собственно экономическими факторами (см. диаграмму 1).
Диаграмма 1. Кризис и возможности для бизнеса. Ответы представителей производственного сектора ![]() *Цифрой обозначено место ответа в рейтинге популярности. Факторы спроса – емкость и динамика рынка, структуру спроса и т.п., факторы конкуренции – количество конкурентов, распределение долей между участниками рынка, цена входа на рынок и т.п., экономические факторы – курсы валют, общая ситуация на финансовом рынке и т.п. Ритейлеры в своих ответах также чаще всего ссылались на факторы конкуренции. Однако, по сравнению с производителями, среди них было больше респондентов, связывавших преимущества кризиса с экономическими факторами (см. диаграмму 2). Диаграмма 2. Кризис и возможности для бизнеса. Ответы представителей ритейла ![]() *Цифрой обозначено место ответа в рейтинге популярности. Факторы спроса – емкость и динамика рынка, структуру спроса и т.п., факторы конкуренции – количество конкурентов, распределение долей между участниками рынка, цена входа на рынок и т.п., экономические факторы – курсы валют, общая ситуация на финансовом рынке и т.п. Среди представителей сферы услуг наиболее велика доля тех, кто видел преимущества кризиса в изменившейся структуре спроса (см. диаграмму 3). Диаграмма 3. Кризис и возможности для бизнеса. Ответы представителей сферы услуг ![]() *Цифрой обозначено место ответа в рейтинге популярности. Факторы спроса – емкость и динамика рынка, структуру спроса и т.п., факторы конкуренции – количество конкурентов, распределение долей между участниками рынка, цена входа на рынок и т.п., экономические факторы – курсы валют, общая ситуация на финансовом рынке и т.п. Если говорить более конкретно, то респонденты это группы чаще всего высказывали мнение о том, что ухудшавшаяся макроэкономическая ситуация способствовала притоку потребителей именно в их отрасли. Так, в персональной анкете представителя психологического центра было отмечено, что потребность в психологических консультациях в период кризиса существенно возросла, а представитель компании, специализирующейся на оценке собственности, заявил о том, что в последнее время был зафиксирован рост объема сделок в этой сфере, что означает для них «возможность увеличить продажи». Среди конкретных возможностей, которые российские компании видели в кризисе, следует особенно выделить возможность совершенствования технологий и возможность подбора более квалифицированного персонала. Де-факто лишь небольшая доля респондентов от всей опрашиваемой совокупности заявила о том, что кризис – это прежде всего время задуматься о технологическом переоснащении. По словам представителя сферы услуг, принимавшего участие в анкетировании, «кризис [мы] использовали для технологического рывка». Другой участник исследования сообщил, что его компания в период кризиса задумалась о «внедрении новых технологий, позволяющих снизить себестоимость строительства, увеличить скорость работ». Среди конкретных возможностей, которые российские компании видели в кризисе, следует особенно выделить возможность совершенствования технологий и возможность подбора более квалифицированного персонала.
Подобные ответы, несмотря на свою малочисленность, тем не менее, говорят о присутствии в российском бизнесе людей, мыслящих категориями постиндустриального общества, где удельный вес интеллектуального компонента в себестоимости продукции значительно возрастает.
Подбор более квалифицированного персонала – еще одна возможность, открывшаяся перед бизнесом благодаря кризису и неоднократно отмеченная респондентами. Сама по себе она является следствием удешевление стоимости высококвалифицированной рабочей силы. Однако данное следствие не для всех компаний было однозначным. Например, часть представителей бизнеса посчитали растущую безработицу в сегменте белых воротничков оправданием для снижения оплаты труда на собственном предприятии. Тем более ответственным и стратегически выверенным кажется подход респондентов, нашедших в кризисе повод для инвестиций в развитие персонала. Взгляд российских компаний на действенность тех или иных принципов поведения в кризисной экономике Принципы поведения в кризисной экономике – это те направления деятельности, которых компании следует придерживаться для того, чтобы «остаться на плаву», а впоследствии обогнать своих конкурентов. Принципы тесно связаны с возможностями, которые открывает кризис. Среди участников проведенного маркетингового исследования 60% респондентов, подводя итоги своей деятельности за 2009 год, поделились рекомендациями относительно того, что следует делать и чего избегать в борьбе с кризисом. По характеру рекомендаций респонденты могут быть условно разбиты на две группы: те, кто отдавал предпочтение управленческому подходу к решению проблем, связанных с кризисом, и те, кто отдавал предпочтение маркетинговому подходу. Типичный представитель управленческого подхода рассуждал так: выход из кризиса – это результат последовательных действий, которые позволяют сбалансировать финансовую деятельность предприятия (буквально – сбалансировать доходы и расходы). В связи с этим основные рекомендации представителей данного подхода сводились к оптимизации издержек и максимальном контроле над затратами, уменьшении интервалов отчетности, сокращению периодов планирования и бюджетирования, ставке на высоко маржинальные проекты. Типичный представитель маркетингового подхода рассуждал иначе. В своих рекомендациях он стремился не столько перечислить инструменты восстановления нарушенного баланса между доходами и расходами компании, сколько указать на условия, снижающие вероятность возникновения такого дисбаланса в дальнейшем. Основной принцип создания таких условий – клиенториентированность. Примеры рекомендаций, сделанных в рамках управленческого подхода:
Примеры рекомендаций, сделанных в рамках маркетингового подхода:
Очевидно, что управленческий и маркетинговый подходы к решению проблем не исключают, а дополняют друг друга. Решения, сделанные в рамках управленческого подхода, эффективны в тактическом плане и направлены на то, чтобы оперативно восстановить основные экономические показатели. Решения, сделанные в рамках маркетингового подхода, по своей сути являются стратегическими. Они позволяют компании организовать внутреннюю структуру и бизнес-процессы таким образом, чтобы они всегда были согласованы с потребностями целевой аудитории, а следовательно ориентированы на стабильную долгосрочную прибыль. Результаты исследования показали, что принципы поведения в кризисной экономике были связаны с отраслью, которую представлял респондент. Среди производителей преобладал управленческий подход, среди ритейлеров и представителей сферы услуг – маркетинговый подход. Как использовать возможности, открываемые кризисом? По сути, данная связь указывает на то, как, по мнению конкретной компании, следует действовать, чтобы использовать возможности, открываемые кризисом? Например, респонденты, которые увидели в кризисе прежде всего перспективу увеличения доли рынка и вытеснения конкурентов, давали следующие рекомендации относительно эффективной антикризисной политики:
Респонденты, которые связывали возможности кризиса прежде всего с увеличением спроса на товары/услуги эконом-класса, полагали, что для использования этих возможностей необходимо:
Универсальными были следующие рекомендации:
Предыдущая публикация: |
Тамбовский офис: г. Тамбов, ул. Советская, 191, офис 310. Телефоны: +7 (4752) 700-128, 700-129